Герой советского союза елисеев г н. Герой советского союза геннадий елисеев - взлетевший навсегда. Место захоронения и награда

    Елисеев, Геннадий Николаевич - (26.12.1937 28.11.1973) летчик истребитель, Герой Советского Союза (1973, посмертно), капитан. После окончания Батайского ВАУЛ в 1959 г. служил в ПВО. 28 ноября 1973 г. на МиГ 21СМ таранил T 33 (по другим данным F 4 "Фантом") ВВС Ирана … Большая биографическая энциклопедия

    Елисеев - Елисеев русская фамилия. Известные носители: Елисеев, Александр Васильевич (1859 1895) русский военный врач и путешественник. Елисеев, Александр Терентьевич (род. 1971) бывший латвийский футболист, нападающий. Елисеев,… … Википедия

    Корчебоков, Лев Николаевич - Лев Корчебоков Общая информация … Википедия

    Анохин, Сергей Николаевич - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Список Героев Советского Союза (Евграфов - Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

    Список Героев Советского Союза/Е - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

    Воздушный таран - Почтовая марка СССР 1943 г. с картиной ночного тарана Талалихина Таран приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае… … Википедия

    Таран (воздушный) - У этого термина существуют и другие значения, см. Таран (значения) … Википедия

    1973 год в авиации - Годы в авиации XIX век … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

Пихотина Татьяна
Капитан Елисеев - подвиг в мирное время.

21 ноября 2011г. Широкая авиационная общественность России и стран Ближнего зарубежья торжественно отметит 101-ю годовщину прославленного Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. В этом году приказом министра обороны РФ это имя возвращено из небытия и присвоено бывшему Краснодарскому высшему военному авиационному училищу летчиков. Славная авиационная традиция продолжается.

Училище было создано 21 ноября 1910г. Как Севастопольская офицерская школа авиации. В 1922г. В Севастопольскую авиашколу влились летная школа авиации №1 из г. Зарайска Московской области и бывшая Гатчинская авиашкола, созданная в 1914г. Под Санкт-Петербургом. Так Качинское училище впитало традиции двух старейших летных школ России.

В Качинском училище было аккумулировано всё то лучшее, чем располагала авиация России с первых лет своего существования.

С волнением вспоминаю и свои годы учебы в училище. Солнечным сентябрьским днем 1974г. Я, как и 250 курсантов, успешно сдавших экзамен, был зачислен на первый курс Качи. Год напряженной учебы, и уже в мае 1975-го на аэродроме близ станицы Тацинской мы приступили к полетам. С благодарностью вспоминаю своих первых летчиков-инструкторов: командира 2 авиаэскадрильи Морозовского полка подполковника Собакина, штурмана 2АЭ капитана Голубева, командира 1-го звена ст. Лейтенанта Сычёва и своего летчика-инструктора лейтенанта Алмаева. Уже тогда из уст в уста мы передавали информацию о подвиге нашего земляка, волгоградца, военного летчика капитана Елисеева, совершившего таран в мирное время.

И только через многие годы одна из центральных газет так описала подвиг нашего земляка. «Ни в одном боевом уставе не найти такого приема ведения воздушного боя - таран. Иной раз приходится слышать, что это акт отчаяния, что в горячке боя у людей теряется инстинкт самосохранения. Возможно, бывало и так. Но капитан Геннадий Елисеев в последние секунды своей жизни еще раз доказал, что таран - это прежде всего высокий акт самопожертвования».

Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-азербайджанской границы плавно уходит на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинившийся на территорию Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х гг. Настоящей находкой.

К тому времени и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню. В 1970г. На военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант - из Норвегии через Кольский полуостров - тоже был заблокирован мощной системой ПВО. Прочно стоял кавказский рубеж.

И лишь воздушные ворота со стороны Ирана были приоткрыты. Самолеты-разведчики НАТО часто пересекали границу Союза в северной части выступа, «засвечивали» радиолокационные станции, ловили в эфире переговоры дежурных сил авиации и, выяснив степень их готовности, уходили в сторону моря. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.

28 ноября 1973г. Системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. На командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО, куда поступил тревожный сигнал, в то время находился начальник политотдела корпуса генерал-майор Александр Останин. Вот что он рассказал корреспонденту «Труда».

В 1973 году американцы «посадили» в Иране эскадрилью истребителей F-104. И граница сразу стала беспокойной. Поэтому в тот день ни у кого не было сомнений, что цель реальная. Ее продвижение сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. Почему-то врезалась в память фамилия начальника станции - капитан Тёмный.

В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения. Командир корпуса отдает капитану Тёмному приказ уничтожить самолет противника

В это время в воздухе уже находились два истребителя нашего корпуса и еще один, взлетевший, как позже выяснилось, с аэродрома Вазиани в Грузии. Там дислоцировались части 34-й Воздушной армии Закавказского военного округа. За штурвалом миг-21 - борта 240 - капитан Геннадий Елисеев. Пункт наведения тут же просчитал, что ближе всех к цели находится именно Елисеев. Ему капитан Тёмный и передал приказ: «Цель уничтожить!».

Помню, какая гнетущая тишина стояла в помещении. Истребитель Елисеева пошел на сближение. Счет - на секунды.

Пуск первый! - доложил Елисеев. И дальше - молчок. Спустя какое-то время опять доклад: «Пуск второй!». И снова молчок.

Никто на КПП не проронил ни звука. Все понимали, что произошло. Ракета класса «воздух-воздух» взрывается, если проходит ближе 30 метров от цели. Значит - промах.

Сегодняшним сверстникам Геннадия Елисеева вряд ли понять эту его безрассудную решимость. Слишком изменился мир, в котором мы все живем. И как ни крути, доверия в нем стало больше. А тогда по обе стороны «железного занавеса» царила обстановка военного психоза, и сотни дежурных расчетов стратегических сил готовы были одним движением пальцев обрушить цивилизацию в ядерный апокалипсис. Елисеева так учили: пропустишь нарушителя - война станет ближе. Его учили: враг хитер и коварен, он только и ждет момента для удара по социалистической Родине. Рассуждать на сверхзвуковых скоростях о цене собственной жизни было некогда. И Елисеев ударил...

Тёмный еще успел подсказать: бей плоскостью крыла. Елисеев отвечает: «Вас понял!». Это были его последние слова.

Отметки самолетов на экране локатора пропали. Скорее всего, Елисеев ударил самолет противника не крылом, а как торпеда, всем корпусом. Миг-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться капитану не удалось. А вот американские летчики уцелели. Они приземлились недалеко от границы, и их задержала тревожная группа с ближайшей заставы.

Я спросил Александра Васильевича, почему летчик не воспользовался 23-мм пушкой, которую к тому времени уже начали устанавливать на мигах этого типа. В некоторых источниках сообщалось, что после первой же очереди пушка у Елисеева отказала, а авиатехник по вооружению и техник эскадрильи впоследствии получили десять и три года тюрьмы соответственно. Останин ответил, что ничего об этом не слышал.

Тайну могла бы приоткрыть пленка с записью переговоров «земли» с бортом 240. Долгое время она хранилась в ленинской комнате радиотехнического батальона. Потом - в музее 15-го корпуса ПВО. Но после его расформирования пленка куда-то исчезла.

Звание Героя Советского Союза капитану Геннадию Елисееву было присвоено по тем временам очень быстро - 10 декабря 1973г., спустя всего двенадцать дней после его гибели.

Елисеев Геннадий Николаевич родился 26 декабря 1937г. В городе Сталинграде (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1961г. После окончания средней школы в 1955г. Поступил в Батайское военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1959г. Служил в различных местах. Последним местом службы стал гарнизон в районе города Вазиани (Грузия).

Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитан Елисеев Г.Н. 28 ноября 1973г. Нес свое очередное боевое дежурство на аэродроме Вазиани. Последний день своей жизни волгоградец провел достойно, совершив подвиг во имя Родины. Наш земляк, военный летчик капитан Елисеев был торжественно похоронен в Волгограде на кладбище на Дар-горе (Ворошиловский район). В Волгограде именем капитана Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска. На его могиле в 1975г. Появился памятник из полированного гранита с накладным барельефом из кованого алюминия. На памятнике изображен портрет Геннадия Елисеева и надпись: 1937-1973. Елисеев Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза. Семья военного летчика капитана Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске (Белоруссия).

Судьбы курсантов КВВАУЛ выпуска 1978г. Сложились по-разному. Некоторые мои однокашники переучились на новый самолет, штурмовик Су-25 и участвовали в боевых действиях в Афганистане в начале 1980-х гг. Моя 4-я летная группа, 1-го звена, 2АЭ имела также свою судьбу. В 1975г. Списали с летной работы курсанта Александра Антонова. Сергей Есенин, прослужив более 10 лет в ВВС, перевелся в МИД советником посольства по авиации. Роман Урба прослужил в ВВС до развала СССР и из Иркутской области вернулся в Вильнюс, в независимую Литву. Из всех наших выпускников 1978г., летавших в 2АЭ, до сих пор летает на штурмовике Су-25 в ВВС Белоруссии только полковник Дубовик. Я изредка прихожу к наземной экспозиции панорамы «Сталинградская битва», чтобы лишний раз взглянуть в лицо своей молодости: на площадке замерли в едином строю самолеты Л-29 и миг-21. Они давно уже не летают. Но я в это не верю…

По планам Министерства обороны РФ для летных училищ ВВС, авиабаз и центров переучивания летного состава до 2020г. Планируется закупить 130 учебных самолетов 4-го поколения Як-130. До 2015г. Все учебные самолеты Л-39, находящиеся в летных училищах ВВС РФ и центрах переподготовки летчиков, должны быть списаны. В 2010г. В Липецкий центр переучивания летного состава поступили первые 6 серийных учебных самолетов Як-130. А в этом году первые 4 серийных самолета Як-130 перелетели с авиазавода на авиабазу Качинского авиационного училища летчиков близ Борисоглебска.

По-доброму завидую летчикам и курсантам КВВАУЛ, севшим в этом году в кабину нового самолета Як-130. Эта летающая парта откроет современным курсантам перспективу к освоению истребителя 5-го поколения, который и поступит к окончанию их учебы в боевые соединения ВВС России. В добрый путь, коллеги!

    - (26.12.1937 28.11.1973) летчик истребитель, Герой Советского Союза (1973, посмертно), капитан. После окончания Батайского ВАУЛ в 1959 г. служил в ПВО. 28 ноября 1973 г. на МиГ 21СМ таранил T 33 (по другим данным F 4 "Фантом") ВВС Ирана … Большая биографическая энциклопедия

    Елисеев русская фамилия. Известные носители: Елисеев, Александр Васильевич (1859 1895) русский военный врач и путешественник. Елисеев, Александр Терентьевич (род. 1971) бывший латвийский футболист, нападающий. Елисеев,… … Википедия

    Лев Корчебоков Общая информация … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

    Почтовая марка СССР 1943 г. с картиной ночного тарана Талалихина Таран приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Таран (значения) … Википедия

    Годы в авиации XIX век … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

28 ноября 1973 года пилот истребителя МиГ-21СМ Г.Н.Елисеев ценой собственной жизни уничтожил самолет, нарушивший воздушную границу СССР. Это был первый в таран с применением реактивного самолета. Имя героя навечно занесено в списки воинской части, где он совершил подвиг, а эскадрилья получила название «Елисеевской».


Подвиг капитана Елисеева

Геннадий Николаевич Елисеев родился в 1937 году в Сталинграде. В 1959 году окончил Батайское военное авиационное училище. Проходил службу в различных строевых авиационных частях. Последнее место – гарнизон в районе грузинского города Вазиани, где Елисеев в звании капитана служил заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа.

28 ноября 1973 года капитан Елисеев нес дежурство на аэродроме. В 12 час 20 мин было получено сообщение о том, что в районе Муганской долины (Азербайджан) на территорию Советского Союза вторгся самолет-разведчик RF-4C «Фантом» ВВС Ирана. Получив приказ с командного пункта, Елисеев взлетел на истребителе МиГ-21СМ для перехвата самолёта-нарушителя.

Советский истребитель настиг «Фантом», когда тот был уже недалеко от границы. Получив команду на уничтожение цели, он выпустил две пары ракет «воздух-воздух» Р-3. RF-4C отстрелил тепловые ловушки, и ракеты прошли мимо. Применять пушку было рискованно, поскольку нарушитель был уже совсем рядом с границей, и стрельба не гарантировала поражение иранского самолета американского производства. Кстати, это была спарка, и в кабине вместе с иранским пилотом майором Шокуния находился американский полковник Джон Сондерс. Самолет выполнял разведывательное задание.

С земли поступила команда: «Пресечь полет противника любой ценой!». Елисеев ответил: «Понял, выполняю». Это были его последние слова.

Сблизившись с «Фантомом», МиГ нанес удар крылом по его хвостовому оперению. «Иранец» потерял управление, его экипаж успел катапультироваться и был задержан пограничниками.

МиГ же управление не потерял и начал плавно снижаться. Пилот на связь не выходил. И вскоре самолет врезался в гору. Согласно наиболее правдоподобной версии, во время тарана Елисеев ударился головой о стекло и потерял сознание. Именно это и привело к его гибели. Произошло это в 13 час 15 мин.
Капитану Геннадию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


На снимке: RF-4C/ Фото: wikimedia

От вымыслов до объективных предположений

События, предшествовавшие этому подвигу, были досконально исследованы комиссией. В результате в приказе Главкома ВВС было указано на недостаточную подготовку офицеров наведения, плохо знавших вооружение самолетов истребительной авиации ВВС.

По свидетельству одного из очевидцев тех драматических событий, не вошедшему в официальные документы, в эту историю вмешался роковой случай.

Иранский «Фантом» был замечен на радаре оперативным дежурным командного пункта Джангры заблаговременно – в момент его взлета с аэродрома в Тебризе. Когда возникла угроза нарушения границы, с аэродрома в Марнеули был поднят в воздух дежурный истребитель и взят на управление. Но внезапно обесточилась аппаратура пункта наведения, из-за чего истребитель, потерявший управление, был вынужден вернуться на аэродром.

С большим запозданием с аэродрома Вазиани был поднят МиГ Елисеева. Долетев до района, он стал запрашивать управление от пункта наведения Джангры. Но тот был обесточен.

Елисеева услышали на соседнем ПН и повели на цель. Но наводчик решил, что имеет дело не с МиГ-21СМ, а с Су-15, у которого отсутствует пушечное вооружение. Это в определенной степени и стало причиной «неполного использования боевых возможностей истребителя». То есть были использованы не все возможности самолета, которые у МиГ-21СМ выше, чем у Су-15, в связи с другим выводом на точку атаки.

Также существуют свидетельства того, что история была еще более сложной, нежели это описывается в официальных источниках. После первого ракетного залпа пилоты «Фантома», поняв, что дело может закончиться для них не советской тюрьмой, а кладбищем, катапультировались. Второй залп также не поразил самолет-нарушитель. И Елисеев таранил уже пустой истребитель.

Существуют свидетельства иного рода, которые характерны для 90-х годов, когда было принято покрывать предыдущий 70-летний период нашей историей густым слоем черной краски. Якобы, со слов какого-то полковника, Елисеев таранил учебный иранский самолет снизу, поэтому его пилоты и не видели МиГа, и не поняли, что же произошло с их легким воздушным суденышком. И среди обломков якобы никакой шпионской аппаратуры найдено не было. Поэтому перед двумя честными парнями пришлось извиниться...

Судьба шпиона

Кстати, на сайте в британском домене, посвященном «Фантомам» в ВВС Ирана, удалось отыскать следы сбитых иранского майора и американского полковника. Любопытно, что авторы сайта по поводу исследуемого нами инцидента заявляют, что существуют слухи о том, что полет был разведывательным, но они не находят подтверждения. Словно речь идет о легкой прогулке на самолете, но он в действительности был разведывательным (RF-4C).

Майор Шокуния был моложе Елисеева. Он начал летать на авиабазе в Табризе на легком многоцелевом истребителе F-5, массово поставлявшемся США в основном в страны Азии с середины 60-х годов. И летал опять-таки на шпионской модификации – RF-5A. В 1972 году, когда США усилили разведывательную деятельность с территории Ирана, пересел на двухместный RF-4С.

И иранского майора, и американского полковника освободили через 16 дней. Видимо, в этом деле были использованы мощные дипломатические рычаги.
Шокуния продолжил службу. Елисеева он пережил на несколько лет. 27 января 1982 года иранский пилот погиб в бою во время войны с Ираком. Кстати, и на сей раз его сбил тоже МиГ-21. От судьбы не уйдешь.

Геннадий Николаевич Елисеев (26 декабря 1937, Сталинград - 28 ноября 1973, Грузинская ССР) - лётчик, заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии 34-й воздушной армии Закавказского военного округа, капитан. Герой Советского Союза.

Биография

В 1959 году окончил Батайское военное авиационное училище лётчиков.

Подвиг

28 ноября 1973 года капитан Елисеев на истребителе МиГ-21СМ вылетел с аэродрома Вазиани на перехват самолёта-нарушителя, вторгшегося в советское воздушное пространство в районе Муганской долины (Азербайджан). Это оказался иранский F-4 «Фантом» II (в некоторых источниках ошибочно упоминается T-33 или даже ЕС-130Е). Этот иранский самолёт осуществлял разведывательное задание в рамках американско-иранской программы Project Dark Gene.

Воздушный бой происходил над территорией Грузинской ССР. Получив приказ на уничтожение нарушителя, Елисеев выпустил по нему две ракеты Р-3, после чего таранил, нанеся удар крылом по хвостовому оперению. Это был третий в истории советской авиации воздушный таран нарушителя границы на реактивном самолёте.

Экипаж «Фантома» (иранский майор Шокухния, впоследствии погибший в ирано-иракской войне, и американский полковник Джон Сондерс) катапультировался, был задержан пограничниками и освобождён через 16 дней. МиГ Елисеева после тарана врезался в гору, пилот погиб.

Неясна причина, по которой Елисеев не использовал установленную на его самолёте авиапушку. Возможно, произошёл отказ пушечного вооружения.

Место захоронения и награда

Елисеев был похоронен в Волгограде на кладбище на Дар-горе (Ворошиловский район).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1973 года «за проявленные мужество и героизм» капитану Елисееву Геннадию Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением родственникам героя ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Политическая деятельность

Член КПСС с 1961 года.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № ???? (14 декабря 1973 года) - посмертно;
  • орден Ленина;
  • медали.

Память

  • В Волгограде именем Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска.
  • На могиле в 1975 году был поставлен памятник из полированного гранита с накладным барельефом из кованого алюминия. На памятнике изображён портрет Елисеева и надпись:

1937-1973. Елисеев Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза

  • Навечно зачислен в списки воинской части.
  • В Берёзе (Беларусь) установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза летчика Г. Н. Елисеева. Доска установлена на стене дома № 39 в Северном городке, где он проживал в течение трёх лет (1961-1964 гг.) во время службы в 927-м истребительном авиационном полку.
  • В Тбилиси, пгт Вазиани именем Г. Н. Елисеева была названа средняя школа № 1.