Отчет воспитателя по самообразованию в доу. Отчет по самообразованию учителя: примеры, образцы, советы и рекомендации по составлению отчета. Предлагаем свои решения обозначенных проблем

Э. Тельман говорил, что воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Так и с педагогами: самообразование учителя в настоящее время — это один из важнейших аспектов профессионального мастерства.

И, естественно, всякая деятельность представляется бессмысленной, если в результате не создается какой-то продукт. Один из таких "продуктов" — отчет по самообразованию учителя, который позволяет не только проанализировать свою работу за отведенный промежуток времени, но и зафиксировать достижения, наметить план дальнейшей работы.

Как писать отчет по самообразованию

Отчет пишется по завершении работы над выбранной темой. Удобнее, если работа рассчитана на 1 учебный год. Хотя, возможен и выбор микротем, для работы над которыми достаточно 1-2 четвертей учебного года.

Единого шаблона для отчета нет, поэтому каждый учитель пишет его по своему разумению. Мы предлагаем лишь общие рекомендации, которые помогут учителям найти свою форму.

  • Тема, над которой работал учитель: обоснование выбора именно этой темы, запланированное количество времени, цели, задачи изучаемой темы, предполагаемые результаты.
  • Перечисление всех мероприятий, проведенных по данному направлению (кратко, тезисно). Это могут быть уроки, ведение занятия в кружках, мероприятия и конкурсы и т.д. Обязательно описать итоги каждого мероприятия.
  • Итоги работы над выбранной темой по самообразованию: что получилось, каковы достижения, в чем была трудность, что (возможно) нужно доработать.
  • Цели и задачи на следующий год.

Для удобнее, если отчет будет представлен в виде презентации.

В данном разделе вы найдете образцы и примеры отчетов по самообразованию учителей, преподающих разные предметы.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском сад у - документ, содержащий данные о результатах освоения выбранной темы, ее практической апробации и теоретическом изучении. Изложенные в нем сведения педагог зачитывает на заседании педсовета, в обязательном порядке отражая в нем информацию о:

  • работе с методической литературой для совершенствования профессионального мастерства;
  • внедрении инновационных подходов на практике;
  • проведенных мероприятиях (мастер-классах, семинарах) с предоставлением конспектов и тезисов;
  • анализе проделанной работы с аргументированными выводами и обобщениями.

Самообразование воспитателей в детском саду

Современный уровень развития образования требует переосмысления всех методических приемов и активного включения каждого педагога в процесс самообразования. Педработники, даже осознавая значение профессионального самообразования, не всегда владеют навыками осуществления такой деятельности. Зачастую они отмечают недостаток времени и мотивации, ограниченность ресурсов и особые жизненные обстоятельства, препятствующие повышению квалификации. В самообразовании нуждаются не только молодые специалисты, но также те, кто был перемещен на новую должность, а также опытные воспитатели, чья педагогическая тактика требует совершенствования.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В «Справочнике старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы методические рекомендации по самообразованию воспитателей, повышению профессионального мастерства и углубленному изучению выбранной темы

- Чек-лист, который поможет вашим педагогам заниматься самообразованием систематически
- Как сформулировать методическую тему педагога: шпаргалка для старшего воспитателя

Как правило, тему для самообразования педагога для него подбирает методист, старший воспитатель. В редких случаях воспитатель может самостоятельно определить тему, оценив собственные затруднения и пробелы в знаниях, выбрав перспективы профессионального роста. Он вправе развиваться в любом направлении, достаточно только обосновать актуальность темы и значение ее для совершенствования учебно-воспитательного процесса в детском саду. Так, нередко воспитатели выбирают темой проблему, вызывающую у них затруднения, требующую дополнительного изучения, либо же одну из годовых задач детского сада. Тему для самообразования педагоги выбирают ежегодно новую, либо расширяют ту, которой они занимались в прошлом году.

  • Молодые специалисты зачастую занимаются развитием педагогического мастерства, освоением личностно-ориентированного подхода в ДОУ, формированием педагогических умений и конструктивных способностей.
  • Опытные педагоги со стажем профессиональной деятельности более 5 лет рассматривают проектирование образовательно-воспитательного процесса, развивают навыки работы с научно-методической литературой, внедрением ИКТ, теоретических знаний и творческого подхода, исследовательские навыки, навыки проектирования деятельности.
  • Воспитатели без специального образования в рамках самообразования овладевают методиками работы с дошкольниками, адаптацией в педагогической среде.

Схематично работа по самообразованию представляет собой последовательность пяти этапов, на каждом из которых педагогу оказывают методическую помощь старшие коллеги и методисты учреждения.

Этап Деятельность воспитателя Обязанности старшего воспитателя Форма предоставления результатов
Диагностический Воспитатель осознает потребность в самообразовании, оценивая собственный уровень подготовки. Исходя из этого он ставит цели и задачи, анализирует затруднения, с которыми сталкивается, формулирует проблему, а для ее решения изучает научно-методическую литературу. Старший воспитатель диагностирует и анализирует степень подготовки коллеги, оценивать уровень мотивации педагога на работу над собой. Проводит анкетирование и беседу. Собеседование и консультирование с руководителем, старшим воспитателем.
Прогностический После определения темы работы называют цели и задачи, составляют план работы по самообразованию, а также методы и приемы, необходимые для решения проблемы. Обязательным на этом этапе является прогнозирование результатов. Консультирует коллегу, дает ему методические рекомендации и советы по выбору и разработке темы самообразования. Выступление на педагогических мероприятиях ДОУ.
Практический Воспитатель на практике использует комплекс методов и приемов, определенный им для решения проблемы. Выборочно анализирует полученные результаты, проводит самооценку деятельности. Делает промежуточные выводы по текущим результатам. Оказывает всестороннее содействие в самообразовании, способствует созданию необходимых для этого условий. Открытые занятия, выступления на педагогических мероприятиях ДОУ.
Обобщающий Педагог активно внедряет в свою практику успешно апробированные навыки и знания, выпускает пособия, методические наработки, составляет отчет по самообразованию воспитателя в детском саду . Работу воспитателя над темой оценивают и анализируют, изучая методические материалы, использованные педагогом, посещая мероприятия.

Выступление на заседании педагогического

Внедренческий Педработник не только использует, но пропагандирует полученный опыт, распространяя его среди коллег и воспитателей из других ДОУ. Старший коллега помогает воспитателю правильно оформить результаты работы по самообразованию, просматривает его работу, консультирует. Реферат, индивидуальный творческий отчет и др.

Практика показывает, что самыми сложными вопросами педагогической деятельности для педагогов ДОУ стали теоретические основы психолого-педагогических проблем, умение планировать направления работы, осуществлять анализ полученных на занятиях результатов образования, воспитания и развития воспитанников. Именно поэтому благодаря отчету по самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС педагоги систематизируют выполненную работу, анализируют собственные достижения и результаты, чтобы в дальнейшем без труда перестраивать свою деятельность, вносить в нее коррективы.

В результате работы над самообразованием педагог создает конкретные продукты:

  • дидактические материалы, мультимедийные и интерактивные пособия, материалы, которые могут использоваться для прохождения аттестации или другими педагогами для повышения качества учебно-воспитательной работы;
  • конспекты семинаров, тренингов, открытых занятий, мастер-классов, занятий и выступлений с докладами на заседаниях педсовета;
  • рекомендации по совершенствованию приемов, методов и форм работы с дошкольниками, сценарии, методические разработки, пособия, исследования, публикации в журналах или на официальном сайте детского сада.

Представлять результаты самообразования воспитатели могут в любой форме, включая творческие отчеты, выступления, практикумы, открытые занятия, мастер-классы, демонстрирующие эффективность проделанной работы.

Формы отчета по самообразованию воспитателя детского сада

Помимо привычного отчета по самообразованию воспитателя в ДОУ педагоги могут по окончанию работы на выбранной темой результаты своей деятельности представлять на:

  1. Заседаниях педагогического совета и методического объединения. Доклад можно оформить в виде презентации, используя таблицы, плакаты, рисунки, диаграммы и прочие средства наглядности.
  2. Тренингах - мероприятиях, на которых педагоги делятся опытом и приобретенными в ходе разработки выбранной темы навыками. Тренинги выполняют важную воспитательно-образовательную функцию, а если они ориентированы только на передачу знаний, их называют семинарами. На семинарских занятиях педагоги заслушивают информацию по различным темам или выбранному вопросу, а на тренингах они формируют педагогические навыки и способности.
  3. Мастер-классах - одной из форм демонстрации результатов работы по самообразованию и распространения педагогического опыта посредством открытой презентации или показа достижений. Выступающий на мастер-классе инструктор презентует свои наработки, моделирует практические ситуации, использует игровые технологии для освоения навыка и обобщения опыта.
  4. Рефератах - форма годового отчета по самообразованию воспитателя ДОУ , которая позволяет кратко изложить результаты проделанной работы, сделать лаконичный обзор методической литературы, изученной в ходе подготовке к разработке темы. Особо ценными считаются рефераты с критическим обзором литературы и проведением самостоятельной аналитической работы, отражающей точку зрения педагога на проблему, его практический опыт. Важно, чтобы реферат имел описательный и информативный, а не поучительный характер изложения материала.
  5. Статьях в журналах - одна из форм отчетности для опытных педагогов, которая позволяет им продемонстрировать и аргументировать эффективность собственной разработки или методического пособия, осветив инновацию перед педагогическим сообществом города или региона, чтобы они могли воспользоваться результатами труда коллеги.
  6. Записках о самообразовании от первого лица. Не самая популярная, однако эффективная форма отчетности, которая строится на рефлексии и самоанализе работы над темой.
  7. Школе передового опыта - подходит для воспитателей с собственными методическими и практическими наработками. Педагог выступает в роли руководителя школы передового опыта, консультирует коллег, разъясняя причины своих поступков, алгоритм проделанной работы, ход использования тех или иных педагогических приемов и способов организации воспитательной работы. Школа предполагает несколько просмотров, перед началом которых воспитатель интересуется у коллег, были ли им полезны его рекомендации и наработки, удалось ли им внедрить их в свою практику. Для деятельности школы и представления результатов работы по самообразованию достаточно трех-четырех слушателей.

Параллельно с этими формами для представления результатов самообразования воспитатели детского сада используют педагогические выставки, портфолио, творческие лаборатории, эстафеты передового опыта, творческие мастерские, консультации для коллег и многое другое.

Наиболее востребованной формой является творческий отчет, который позволяет:

  • продемонстрировать фрагменты накопленного в ходе работы опыт, элементы апробированной педтехнологии;
  • провести персональные и тематические выставки опыта;
  • изучить деловую и научно-методическую литературу;
  • проанализировать полученные результаты в ходе открытой дискуссии с автором работы.

Творческий отчет представляет собой короткое (10-20 минут) выступление перед коллегами на заседании методического объединения или педсовета. В ходе подготовки творческого отчета по самообразованию за 2019 год воспитателя ДОУ ему важно обосновать актуальность выполненной работы, описав алгоритм получения и становления педагогического опыта, отметив причины, побудившие изучать выбранную тему, сложности, с которыми пришлось столкнуться, и достигнутые результаты. Педагогу следует не только предоставить научное обоснование опыта, но и описать его сущность, охарактеризовать и проанализировать собственные наработки и педтехнологии. Желательно, если в качестве подтверждения эффективности выбранных методик воспитатель может продемонстрировать доказательства положительных изменений в воспитании и развитии детей, может сравнить поставленные цели и достигнутые результаты.

По завершению творческого выступления коллеги и выбранные среди них оппоненты задают воспитателю вопросы по тексту. Оценивая качество работы, учитывается также полнота и содержание ответов, которые дает педагог. В остальном оценке подлежит актуальность выбранной темы, способность педагога анализировать и обосновывать выбранный концепт, умение ставить цели и задачи работы, а также применять весь доступный методический арсенал для достижения поставленных целей. Коллеги и рецензенты оценивают новизну творческого и педагогического подхода, аргументированность нововведений и их соответствие поставленной проблеме.

Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду: примерная структура документа

Несмотря на общие черты и схожу структуру всей отчетной документации по самообразованию, не существует единого установленного образца. В каждом детском саду устанавливают форму отчета по самообразованию воспитателя ДОУ , учитывая региональные или территориальные особенности, профиль учреждения. В документ оформляют результаты проделанной работы за выбранный отчетный период, как правило, один учебный год (однако при необходимости педагоги могут делать отчеты два или даже четыре раза в год). Курирующий методист или заведующий детского сада вправе вносить коррективы в текст отчета, а также использовать их для оформления отчетов о ходе проведения самообразования педагогов во вверенном ему учреждении.

Зачастую в детском саду уже есть установленная структура отчетной документации, в противном случае каждый вправе самостоятельно выбирать подходящий для него формат. Как правило, его оформляют в виде реферата или презентации, созданный с помощью любой подходящей компьютерной программы. Не зная, как оформить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ в виде реферата, достаточно следовать стандартным нормам оформления документации. Для написания используются документы формата А4, шрифт Times New Roman 14, расстояние между строками 1,15 и интервал 10 пт с обязательным форматированием по ширине. Страницы документа нумеруются, а список использованной литературы оформляется согласно действующим нормам работы с библиографией. Текстовую часть документа можно оформить в виде таблиц, в графах которых лаконично формулируют все этапы разработки темы.

В целом структура отчета произвольна, но она должна включать характеристику следующих моментов:

  1. Тема. Воспитатель должен обосновать целесообразность выбора конкретной темы, связь ее с целевыми ориентирами российской системы дошкольного воспитания, пояснить ее практическую ценность. На этом этапе важно подчеркнуть, на каких методиках и программах основывается выбор данной темы, ее взаимосвязь с предварительной работой воспитателя.
  2. Цели и задачи работы. Важно помнить, что цель самообразования - это не заполнение отчетов и формальные доклады, а повышение профессионального мастерства, раскрытие творческих способностей и личностных качеств, оптимизация образовательно-воспитательного процесса в учреждении. Задачи должно строго соответствовать поставленной цели, способствовать освоению современных педагогических технологий, практической апробации методик, эффективной работе с воспитанниками.
  3. Актуальность работы. Может опираться на результаты педагогического мониторинга или диагностики эффективности образовательной и воспитательной работы с детьми. Практическая деятельность воспитателя в ходе самообразования подразумевает мониторинг степени развития воспитанников, анализ условий, необходимых для разработки темы.
  4. Методическая база вопроса, проанализированная литература. Составляя список литературы, в него можно вносить не только профильные издания и монографии, но также публикации и книги по социологии, детской психологии, методике преподавания и воспитания. Оценивать выбранные пособия следует в контексте передовой педагогической практики и опыта работы с дошкольниками.
  5. Мероприятия, организованные для достижения поставленных целей, с подведением итогов по каждому из них. Дополнительно указывают принципы, приемы и методы работы. Воспитатель указывает занятия, кружковую работу, спортивные и игровые мероприятия, конкурсы, открытые мастер-классы и экскурсии, которые он провел для апробации или внедрения выбранной педагогической технологии. Если в ходе оформления отчетности он использует фотографии детей с мероприятий, по этическим и законодательным нормам они не должны передаваться третьим лицам и попадать в глобальную сеть без согласия на то родителей. За нарушение соглашения о персональных данных грозит уголовная и административная ответственность.
  6. Итоги работы над темой, рефлексия в рамках отчета по самообразованию воспитателя в детском саду по ФГОС . Крайне важно, чтобы воспитатель мог анализировать результаты своей работы, оценивать значение сделанных открытий для развития образовательно-воспитательного процесса в учреждении, указать, как его работа повлияла на уровень развития детей, развитость их навыков.
  7. Планирование работы на следующий год. Педагог намечает перспективы профессиональной деятельности.

Используя отчет о самообразовании, воспитатель может, не дожидаясь права на получения дополнительного профессионального образования, выявить недочеты в своей работе, пробелы в знаниях, а также заняться их устранением посредством посещения консультаций, вебинаров, семинаров, мастер-классов и заседаний методического объединения.

Отчет по самообразованию воспитателя: методическая помощь молодому специалисту

Молодым специалистам заведующие детского сада нередко рекомендуют взять разработку ту или иную тему для самообразования, чтобы продемонстрировать свою профпригодность и стрессоустойчивость. Заведующий предоставляет образец отчета по самообразованию воспитателя ДОУ и ожидает качественного выполнения задания. Начинающему педагогу справиться с ним может быть непросто, для этого необходимо основательно подойти к заданию. Если воспитатель допустит в отчете некоторые ошибки, в первый раз ему сделают замечание, во второй последствия будут серьезнее и неточности обернутся выговором, а в третий возможно даже увольнение.

Чтобы правильно сформулировать тему работы в отчете, необходимо взять за основу интересующую воспитателя проблему, область, в которой он испытывает затруднения. Для этого также можно использовать результаты педагогической диагностики или наблюдения за воспитанниками, учесть возраст детей, с которыми приходится работать.

Для разработки выбранной темы придется изучить не один, а десятки различных источников информации, включая справочники, журналы, электронные базы данных и форумы. Среди всей методической литературы целесообразно начинать поиск с базовых педагогических трудов, постепенно расширяя его к опыту коллег и педагогическим инновациям. Особую ценность имеют источники информации на других языках, поскольку использование опыта педагогов других стран позволит успешно развить образовательную систему РФ. Воспитателю важно научиться работать с библиотечными каталогами, корректно формулировать поисковые запросы в сети интернет, практиковать опыт сбора, обработки и систематизации информации.

Чтобы учесть все нюансы работы над темы, стоит пользоваться диктофоном или блокнотом, фиксируя в нем весь процесс. В остальном нужно:

  • кратко, лаконично и по существу описывать результаты работы над темой;
  • строго соблюсти сроки подачи отчетной документации;
  • указывать инновации и педагогические технологии, которые были открыты или апробированы;
  • демонстрировать творческую составляющую работы, креатив в разработке темы и составлении нестандартного отчета по самообразованию воспитателя в детском саду .

Мало знать, надо и применять.

Мало хотеть, надо и делать.

Гёте.

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Чтобы избежать этого греха, педагог должен находиться в постоянном творческом поиске, самосовершенствовании и саморазвитии. Самообразование и саморазвитие необходимо тем, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему.

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем коллективе практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, семинарах, педсоветах, открытые просмотры, консультации, конкурсы, мастер-классы, творческие гостиные… Одна из наиболее эффективных форм — самообразование, позволяющее педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

В этом учебном году продолжила изучать православную культуру в рамках главных православных праздников (православный литургический год). Такой выбор был подкреплен еще и тем, что соответствовал одной из годовых задач сада, а, следовательно, помог в решении этой задачи.

Продолжая тему, определила следующие задачи:

  • знакомство дошкольников с многообразным миром православия и значением православия в развитии всех сфер жизни нашего общества, в личной жизни человека.
  • развитие психических структур личности ребенка, его сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ его волевого поведения в процессе приобщения к национальному наследию христианской культуры.
  • подготовка цикла познавательно-тематических занятий для детей, дающих первые представления об отдельных нравственно-философских категориях, добре и зле, созидании и разрушении.

Можно выделить следующие этапы работы над темой:

  • изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
  • внедрение полученных знаний в работу;
  • систематизация и обобщение полученного опыта, отчет по теме самообразования.

Осуществляя выполнение этих задач, разработала план работы кружка «Православная культура», конспекты к каждому занятию, подготовила новый демонстрационный материал (репродукции картин, икон), сценарии православных праздников («Покров Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Праздник Светлой Пасхи»), тематических занятий («Рождество Пресвятой Богородицы», «Ангел-хранитель», «Благовещение Пресвятой Богородицы»), открытого занятия, театрализованного представления «Непослушная овечка», подготовила слайд-презентацию к консультации по теме, к занятиям с детьми.

К каждому православному празднику была подготовлена фотовыставка, выставка детских работ и рисунков.

Своим опытом работы по теме поделилась на курсах повышения квалификации, на методическом объединении муз. руководителей, выступила с консультацией для воспитателей, дала открытое занятие для педагогов нашего сада, праздники с приглашением представителей духовенства, разработанные мной материалы по теме самообразования (в том числе и план) разместила на собственном сайте, подготовила презентацию результатов в различных формах (выставки, фотоколлажи, слайды).

В рамках повышения квалификации

  • посетила курсы повышения квалификации;
  • выступила в институте усовершенствования учителей с вопросами по теме.

Работа в выбранном направлении была сопряжена с определенными сложностями:

практически полное отсутствие знаний у детей и их родителей по выбранной теме, малая осведомленность педагогов, отсутствие дидактического материала.

Однако, поставленные в начале года, задачи выполнены сполна. Проведенная диагностика показала значительное повышение уровня знаний, умений и навыков воспитанников по выбранной мною теме по самообразованию.

Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками. Наши родители с удовольствием посещали предложенные им мероприятия: утренники к календарным датам, православные праздники, развлечения, отчетные концерты, выставки рисунков поделок, театрализованные представления. Необходимо отметить их активность в подготовке к праздникам, заинтересованность в работе кружка, в получении детьми определенных знаний. Однако особой активности, проявленной в участии в самих праздниках, мы до сих пор с нетерпением ждем.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Как мне кажется, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.

Ниже предлагается примерная форма отчёта по теме самообразования воспитателя детского сада "Формирование основ педагогического мастерства"

Тема самообразования «Формирование основ педагогического мастерства» выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно (указать срок) , то самообразование по этой теме для меня очень важно.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература:

...перечислить изученную литературу

Полезной оказалась информация на следующих сайтах:

...перечислить сайты-помощники

Кроме этого, в течение года я посещала методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения темы «Формирование основ педагогического мастерства» оказался просмотр форм работы образовательной деятельности у воспитателей с богатейшим педагогическим опытом, работающих в нашем детском саду (указать ФИО педагогов) .

В феврале текущего года мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада «Формирование основ педагогического мастерства». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы.

В том же месяце был организован открытый просмотр для педагогов нашего дошкольного учреждения (указать тему открытого занятия) . В результате просмотра, воспитатели детского сада сошлись во мнении, что педагогического опыта мне не достаёт, но педагогические способности имеются.

В марте я принимала участие в «Конкурсе профессионального мастерства педагогов ДОУ», в котором заняла ... место в номинации «Педагогический дебют». Участие в конкурсе придало мне уверенности в себе, стало подтверждением тому, что я нахожусь на правильном пути, но, в то же, время показало, что мне есть к чему стремиться и на кого равняться.

В апреле-мае я впервые участвовала в подготовке и проведении проекта на тему: «Этот День Победы!» (указать тему своего проекта) . Подготовка проекта стало значимым событием в моей педагогической карьере, т.к. в короткий срок предстояло узнать самой и поведать детям о героях-земляках, пробудить у ребят интерес к истории России, вызвать у них гордость за свой народ.

Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила экспериментальную, индивидуальную работу с учётом увлечений детей, читала познавательную литературу, старалась чередовать методы работы, возбуждать активность воспитанников. Для меня стало правилом: «Нельзя повторяться, нужно постоянно находить новые оригинальные способы общения с воспитанниками».

Благодаря наблюдениям за работой педагогов детского сада, их советам и наставлениям, а также изучению специальной литературы у меня сформировалось представление о мастерстве воспитателя детского сада. Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.

В 2012- 2013 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие коммуникативных и речевых навыков через театрализованную деятельность, как средство социализации дошкольников»
Эта тема выбрана мною не случайно. Так как я стала воспитателем не так давно, то самообразование по этой теме для меня очень важно.
Цель моей работы: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Прививать навыки общения и коллективного творчества;
2. Развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас;
3.Развивать у детей сферу чувств, соучастие, сопереживание, умения управлять своими чувствами;
4. Создать условия для вовлечения родителей в театрализованную деятельность.

Для того чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Считаю, что за год-два вершины педагогического мастерства не достичь, но попытаться понять душу ребёнка, разгадать мотивы его поступков, научиться направлять его деятельность в нужное русло, можно.
Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями и с социумом.
В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме
(1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.,
2. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-N4.
3. Маханева М.Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк.восп.–1999.- N11. и т.д), посетила районное методическое объединение, на котором для себя узнала много нового и интересного.(Детский сад «Светлячок» п. Чишмы.Тема: “Театрализованная деятельность как универсальное средство коммуникации детей дошкольного возраста”).
В этом году мною была подготовлена консультация для воспитателей нашего детского сада: «Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности». В ходе неё было отмечено, что воспитатель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей, знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им средства и методы педагогического сотрудничества, берёт на себя ответственность за результаты своей работы. Также были проведены консультации для родителей на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству», была оформлена папка – передвижка «Новогодние костюмы». При помощи родителей были изготовлены пальчиковые театры, маски различных героев сказок, ширма для разыгрывания сказок.
Одним из важнейших показателей мастерства является умение активизировать воспитанников, развивать их способности. Для этого в группе на протяжении всего учебного года я проводила работу по театрализованной деятельности. Игры- импровизации имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, не подготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или иного сказочного героя и передают его настроение так, как понимают сами.
Разыгрывание этюдов позволяет, используя игровую природу ребенка, путем наглядности объяснить, как и в каком случае нужно себя вести, чтобы суметь быть принятым в коллективе и противостоять грубости. Театрализованная деятельность позволит раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках, как в детском саду, так и на сценах.
В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребенка. От того,как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи. В дальнейшем планирую работать над этой темой, т.к. считаю ее актуальной. Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию