Папская тиара: история и символика. Молодой и модный папа:из чего состоит и как меняется гардероб папы римского IV. Осуществление видимаго единства в развитии церкви. Соборно-епископальная и папская теории. Папская непогрешимость

Молодой и модный папа:
из чего состоит и как меняется гардероб папы римского

ТЕКСТ: Анастасия Львова

Что носит папа римский, почему одежда папы Франциска отличается от всего того, что до этого носили римские понтифики, и откуда на голове молодого папы Джуда Лоу белое сатурно? Разбираемся, из чего состоит гардероб римских пап - прошлого, настоящего и вымышленного.

Что носит папа римский и что это означает

В своем первоначальном виде духовная одежда появилась в VI веке. Тогда введение отдельных клерикальных одеяний - одежды для духовенства - было необходимо, просто чтобы священников можно было отличить от других людей. А современная одежда католических священников, как и самого главного католика мира - папы римского - сформировалась к XVII веку. Первая одежда римских пап отличалась от одежды остального духовенства и даже светских лиц. Ведь папа - это не только глава Святого престола и католической церкви, но и суверен города-государства Ватикан.

Коронация Павла VI в Ватикане

Гардероб папы римского можно условно разделить на два вида - праздничный и повседневный. К первому типу костюма относится альба - длинное белое литургическое одеяние из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани, перепоясанное веревкой. Происходит альба от древнеримской длинной рубашки, которую носили под туникой. Казула, или орнат, - накидка поверх альбы, похожая на длинное пончо, цвет которой может быть разным в зависимости от церковных праздников. Поверх альбы и казулы папа надевает паллий - белую ленту, которая ложится на плечи, а два ее конца свисают спереди и сзади. На паллии вышиты шесть темных крестов, в три из которых воткнуты золотые булавки, символизирующие три гвоздя, которыми Иисус был распят на кресте.

Папа Бенедикт XVI

Папа Франциск

Во время богослужения папы надевали тиару, которую с конца Х века использовали вместо епископской митры. Тиара - это трехъярусная корона в форме пчелиного гнезда, увенчанная небольшим крестом. Это корона главы Ватикана и католической церкви. Изначально тиара состояла из двух уровней, которые символизировали светскую и духовную власть папы. Позднее появился третий уровень, означающий верховенство папы над всем миром, а с точки зрения христианской идеологии три уровня стали объяснять отсылкой к трем ипостасям божественного. Тиары отличаются по размеру, цвету, высоте и богатству отделки. Папа может выбрать тиару для своей коронации самостоятельно, а может и заказать. Тиары хранятся в музее Ватикана, папа может брать оттуда любую и надевать по случаю, главное, чтобы тиара подошла по размеру.

Последний раз тиару при коронации надевал папа Павел VI в 1963 году. Она была выполнена в футуристическом и готическом стиле с очень условными «тремя уровнями корон». В 1965 году папа продал ее как реликвию базилике Непорочного Зачатия в Вашингтоне, а полученные деньги пожертвовал на благотворительность. Теперь во время богослужений и различных церемоний папа вновь надевает на голову митру - высокий колпак с двумя свисающими тканевыми полосками сзади.

К повседневному типу папской одежды можно отнести сутану - длинное слегка приталенное платье с длинными рукавами на пуговицах и со стоячим воротником. У папы она, конечно, белого цвета. Существует разновидность сутаны - дзимарра, у которой на плечи пришита накидка. Также есть отдельная короткая накидка на плечи - моццетта. Раньше у нее сзади был капюшон, но он был упразднен Павлом VI. Папская моццетта может быть или атласной - алого цвета, или бархатной - темно-красного, и тогда вдобавок она отделана мехом горностая. В таких накидках можно было часто заметить отрекшегося от престола папу-модника Бенедикта XVI. На улицу поверх сутаны папа надевает традиционный красный плащ из легкой шерсти, а зимой добавляет шапку камауро из бархата, похожую на головной убор Санта-Клауса. Традицию ношения камауро тоже вернул Бенедикт XVI.

Обязательным элементом костюма папы является также «кольцо рыбака» - папский перстень, призванный напоминать о том, что понтифик является наследником апостола Петра, который был рыбаком. На кольце выгравировано имя новоизбранного папы, а после смерти или отречения предыдущего его кольцо уничтожают.

Папа Иоанн-Павел II

Цвета в одежде католического клира и папы имеют определяющее значение. В отличие от ткани или стиля одежды изменить цвет того или иного предмета гардероба гораздо сложнее из-за их символического смысла. Черный цвет ассоциируется со священниками, фиолетовый и малиновый - с епископами, красный - с кардиналами. Главный цвет в одежде папы римского - белый. Поэтому повседневный гардероб папы в основном состоит из белой одежды с вкраплениями красного цвета. При этом в зависимости от элемента одежды значение цвета может еще детализироваться. Например, красный означает кровь Христа, только когда речь идет о красных поясах кардиналов.

Кто шьет одежду для папы

Традиционной мастерской по пошиву одежды для папы римского считается ателье Ditta Annibale Gammarelli, которое работает с 1798 года. До 1962 года производство Гаммарелли имело эксклюзивное право на пошив одежды для папы римского, которое потом было упразднено. Всего в Европе около 40 ателье, специализирующихся на пошиве церковной одежды для католических священнослужителей.

Считается, что мастерская Гаммарелли шила одежду для всех пап без исключения, начиная с Пия IX и до нынешнего папы Франциска. Ходили слухи, что папа Бенедикт XVI изменил марке Гаммарелли и стал заказывать одежду у другой римской фирмы - Euroclero.

Сейчас мастерской Gammarelli управляет потомственный портной Лоренцо Гаммарелли вместе с двумя двоюродными братьями - Массимилиано и Стефано. В мастерской работают всего девять швецов, два секретаря для оформления заказов, курьер и администраторы. Как рассказывал Лоренцо изданию «Вокруг света», папы никогда сами не приходят в мастерскую для заказа одежды и снятия мерок: «Если папе нужна новая сутана, звонит его секретарь и назначает день, когда мы можем приехать в Ватикан и снять мерки. Ни один глава католической церкви не приезжал в ателье и не звонил сюда. Ну кроме, конечно, Иоанна XXIII, который по дружбе сам ездил на примерки к деду».

Перед избранием нового папы, чье имя и уж тем более размер одежды никогда не известны заранее, мастерской приходится отшивать три одинаковых облачения разного размера: small, medium и large. И если обычно на пошив сутаны уходит два с половиной месяца, то для папы в ответственные моменты заказ может быть исполнен за две недели - тогда работает весь коллектив мастерской.

Официальным сапожником римских пап с 2003 года считался итальянский мастер Адриано Стефанелли. Сейчас, скорее всего, этим занимается старый аргентинский друг папы Франциска и его обувной мастер Карлос Самария, работающий в Буэнос-Айресе.

Папа в стиле athleisure

Папу Франциска (в миру Хорхе Марио Бергольо) называют новым революционером. Свой революционный стиль он проявил и в манере одеваться - упрощенной, невзыскательной и очень экономной.

Франциск умудрился упростить даже официальный праздничный костюм. Он всегда надевает ту же самую митру, которую носил, будучи кардиналом в Аргентине, или аналогичные простые варианты этого головного убора - без драгоценных камней и металлов. Кольцо папы Франциска вылито всего лишь из позолоченного серебра, а не из золота, как у его предшественников. Поговаривают, что оно даже не было сделано специально под него, а лишь перелито из кольца личного секретаря папы Павла VI, архиепископа Маччи. Папская ферула Франциска -длинный посох - тоже сделана из серебра.

В своей повседневной одежде Франциск также отличается неприхотливостью. В основном он носит простую белую сутану - с накидкой или без нее. Сразу после инаугурации он отказался надевать официальную выходную накидку - моццетту. Его нагрудный крест вылит из железа, а не из золота, как было принято раньше. Франциск не надевает бархатные шапки или римское сатурно, а обычно носит белую дзуккетто - головной убор, возникший из необходимости держать в тепле тонзуру, выбритое место на макушке католических священников. У нынешнего папы не шелковый и короткий пояс без личной эмблемы, что тоже нарушает ватиканскую традицию. Шерсть Франциск предпочитает шелку.

А как пишет сайт Il mio Papa, Франциск носит одну и ту же одежду в течение всего года. Сутаны, сшитые из более тяжелой шерсти, - зимой, и из более легкой - летом. При этом «он заказывает только натуральный белый цвет, не оптический, который получается при добавлении белого красителя. Натуральный белый - это кремовая слоновая кость», - пишет издание.

Более простые ткани, меньше украшений в одежде и гравировок в аксессуарах, серебро вместо золота - Франциск задал новый тренд для всей католической моды. Тренд назвали «папским athleisure», где акцент сделан на визуальном упрощении, комфорте, быстроте создания одежды.

В этом смысле эмблематичным эпизодом в истории католической церкви стал отказ Франциска от традиционных красных туфель, которые носил его модный предшественник папа Бенедикт XVI. Итальянская пресса окрестила Бенедикта «папой от Prada», а официальной газете Ватикана пришлось оправдываться, что «папа носит не Prada на своих ногах, а кровь Христа». В 2007-м журнал Esquire назвал лоферы Бенедикта лучшим аксессуаром года. Позднее стало известно, что красные туфли делал по заказу папы обувной мастер с севера Италии Адриано Стефанелли.

Молодой и модный папа

Одним из удачных примеров воскрешения и оживления папской одежды сегодня можно считать сериал Паоло Соррентино «Молодой папа» (The Young Pope) производства HBO. Часто сериалы HBO привлекают внимание именно из-за детально проработанных костюмов - как в «Игре престолов» или менее популярном «Риме». Но с «Молодым папой» дело обстоит чуть-чуть иначе. Тут исторические костюмы заигрывают с аутентичностью, не забывая при этом про современность, - в стилистике самого молодого папы, противоречиво и провокационно. Над гардеробом в сериале работали художники по костюмам Карло Поджоли и Лука Канфора, - оба работали с Соррентино и раньше. Известно, что команда фильма обращалась за консультацией по костюмам в мастерскую «Гаммарелли».

Таким образом аутентичность костюма в сериале уходит на второй план. Как отмечает истoрик катoлическoй церкви Иван Ренард, в сериале многое не соответствует действительности. «Настоящий папа носит красное сатурно, а не белое с вышивкой. Вычурная вышивка золотом на сутане «молодого папы» - тоже вещь лишняя», - говорит Иван. «Думаю, что это было сделано с целью подчеркнуть характер вымышленного Пия XIII. Два перстня (на самом деле у папы римского только один перстень. - Прим. ред.) - это или отсылка к средневековым папам, которые могли носить несколько колец, или тоже акцент на характер героя. И еще гипотеза: чтобы был заметен перелом в Белардо (папа Пий XIII в миру) - в последней сцене сериала на нем простая белая сутана без вышивки, серебряный крест на шее, перстень лишь один. Уже никакой вычурности, совсем другой человек».

Характер у Белардо действительно противоречивый. Он самый молодой, но и самый консервативный папа в истории католической церкви. И делает все наперекор дипломатии Ватикана. Его главный принцип в одежде - это стиль. Белоснежное сатурно - потому что лучше сочетается с белой сутаной. Золотая вышивка на белом - потому что это роскошно. Красные лоферы - потому что после Бенедикта это стало популярным мемом и своеобразным знаком папы римского в XXI веке. А молодой папа весь устремлен в современность и будущее католической церкви - по крайней мере в своих рассуждениях. Однако потом это меняется. «К середине сериала вместо простых белых одежд Ленни оказывается облачен в щедро расшитые наряды - это призвано подчеркнуть то, насколько он старомоден и консервативен (избыток вышивки был присущ папским облачениям в XIX веке). Огромное значение имеет тиара, которую молодой папа ждал из Вашингтона. Во время литургии римские папы носят митру, а тиара в богослужении не используется. Принято считать, что тиара символизирует светскую власть римского понтифика. Павел VI был последним папой, которого ей короновали; он в целом стремился упростить ритуалы, окружающие Святой престол. И тот факт, что персонаж Джуда Лоу возвращается к старой обрядности, свидетельствует о его желании порвать с либеральной политикой Павла VI и его последователей», - говорит Светлана Яцык, преподаватель Школы истории НИУ ВШЭ и главный редактор журнала Vox medii aevi. Пий XIII носит очки от Giorgio Armani, чья команда, кстати, одела неклерикальную часть персонажей сериале - в частности, менеджера по маркетингу Ватикана (Сесиль де Франс) и итальянского премьер-министра (Стефано Аккорси). «Нам нужно было c трезвой элегантностью одеть гражданских лиц Ватикана, которые крутятся вокруг Ленни (Белардо)», - рассказывал художник по костюмам Карло Поджоли.

{"width":1200,"column_width":111,"columns_n":10,"gutter":10,"line":40} false 767 1300 false true {"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}} {"css":".editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}"}

Носили его с до времен реализации реформ Второго Ватиканского Собора, а именно до 1965 года. Павел Шестой передал специально изготовленную для него тиару, в которой его короновали, для благотворительных целей в базилику Однако она до сих пор красуется на гербе Ватикана и Святого Престола. Хотя попытки избавиться от тиары продолжаются. Так, Бенедикт Шестнадцатый удалил ее с папского герба. Она была заменена митрой.

Папская и смысл

Головной убор, символизирующий права и власть «наместников Христовых», отличается тем, что по форме напоминает яйцо. Это тройная корона, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. По латыни ее еще называли «трирегнумом». Эти три венца, или диадемы, увенчаны крестом. Сзади ниспадают две ленты. Папская тиара не является литургическим головным убором. Ее надевали во время церемониальных процессий, благословений, провозглашений догматических решений и на торжественных приемах. На литургических богослужениях папа, как и другие епископы, покрывал голову митрой. Традиционно ее использовали и в геральдических целях.

Папская тиара: история

Католики считают, что первое упоминание о головном уборе, похожем на тиару, находится в Ветхом Завете, а именно в Книге Исход. Там Иегова приказывает соорудить такую царственную шапку для Аарона, брата Моисея. Это нашло свое отражение в европейской живописи. Аарон часто изображается в тиаре, особенно на картинах нидерландских художников. Затем об этом головном уборе говорится в трудах одного из первых пап, Константина. Далее в эволюции тиары выделяются три периода. Первый из них - это когда глава Римско-католической церкви покрывал голову убором, напоминающим шлем. Он назывался «камелаукум». Скорее всего, в его нижней части было украшение в форме круга, но оно не было еще ни короной, ни диадемой. Когда эти символы власти появились на головных уборах пап, неизвестно.

Из описаний девятого века следует, что короны тогда еще не было. В Х столетии церковное облачение меняется. Появляется митра, и в эту эпоху возникает разница между головными уборами пап и епископов.

Конец Средневековья

Многие известные нам примеры первых тиар происходят с конца тринадцатого века. Известно, что до понтификата Бонифация Восьмого (1294-1303) на этом головном уборе была одна корона. А этот папа добавил туда вторую диадему. Причины этого неизвестны. Может быть, этот понтифик любил роскошь, а может, он хотел показать, что в его полномочия входит светская и духовная власть.

А вот надгробие Бенедикта Двенадцатого (1334-1342) в Авиньоне украшает уже скульптура, одетая в головной убор с тремя коронами. Хотя еще до пятнадцатого века в искусстве встречаются изображения понтификов, где папская тиара имеет только две диадемы. Постепенно начала складываться легенда о том, что так покрывал голову святой Петр. Кстати, на портретах пап, которые были отстранены от своего поста или совершали какие-то осуждаемые церковью поступки, этот головной убор обычно лежит на земле.

Символическое значение

Есть несколько версий того, какое значение имеют три короны. Папская тиара, согласно одной из них, символизирует власть понтификов над небом, землей и чистилищем. Есть и другая версия. Она говорит о том, что это символ папской власти над тремя континентами, где живут потомки Сима, Хама и Иафета - Европой, Азией и Африкой. Встречается также объяснение, что короны означают, что понтифик является первосвященником, верховным пастырем и светским правителем. Еще эти диадемы толковались как разные уровни полномочий папского суверенитета. Это духовная власть в церкви, светская в Ватикане и верховная над всеми земными правителями.

Но по прошествии времени римско-католический клир стал толковать тиару несколько иначе. Она стала символом того, что папа является главой церкви, светским государем и наместником Христа. Интересно, что в искусстве тиара представляла собой не только пример того, каково церковное облачение римских понтификов в торжественных случаях. Она также является головным убором Бога-Отца. Но если Его изображают в тиаре, то та, как правило, состоит из пяти колец.

Соррентино все время с нами играет, причем не только на историческом материале. У него все время загадки, головоломки, какие-то ассоциации. Можно, конечно, ничего не читать про папство и смотреть просто так, для удовольствия, но если углубиться в сериал, то открываются удивительные вещи. Соррентино заимствует и обыгрывает реальную историю Римской курии - главного органа управления в Ватикане - и папства, в том числе современного, и следить за этим очень увлекательно.

Государственный секретарь Святого престола

Тициан «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе». Фарнезе как раз и был кардиналом-племянником

1 из 4

Госсекретарь Анджело Войелло из «Молодого Папы»

2 из 4

Жан-Мари Вийо

© Keystone/Hulton Archive/GettyImages.ru

3 из 4

Станислав Рылко (справа)

© Fairfax Media/GettyImages.ru

4 из 4

С конца XVI века в Римской курии существовал пост кардинала-племянника. Это необязательно был племянник: кардиналом мог быть какой-то родственник папы, которого он опекал. Этот кардинал-племянник обычно был самым главным. В конце XVII века пост упразднили, и с этого момента начинает выдвигаться государственный секретарь: в сериале это Анджело Войелло, который действительно оказывается невероятно важным человеком.

За все это время лишь три государственных секретаря стали папами - многим хватало пребывания в тени. Вокруг них сложился гигантский бюрократический аппарат. У папы всегда были помощники, но курия формально возникла в конце XVI века и потом только разрасталась - сейчас там работает около трех тысяч человек. Можно было бы снять фильм просто про интриги внутри курии, которых полным-полно.

Про знаменитого государственного секретаря Жан-Мари Вийо говорили, что он был крайне влиятельным человеком. На множестве сайтов можно прочитать, что это он убил папу Иоанна Павла I. Это и правда загадочная история: он правил 33 дня, а потом умер. Теории заговоров расцвели пышным цветом. Одна из них представлена в фильме «Крестный отец-3»: у Копполы его убивает мафия, потому что он стал разбираться в делах Банка Ватикана. Но все это, естественно, никем не доказано. Еще один знаменитый государственный секретарь - Станислав Рылко. Про него говорили, что он подсовывал Бенедикту XVI бумаги на подпись, когда тот был чем-то отвлечен. Такая же сцена есть и в «Молодом папе».

Эстер и Эсфирь

Питер и Эстер - почему их так зовут? С первым понятно: он - швейцарский гвардеец и охраняет вход в собор Святого Петра. Эстер сразу вызывает ассоциации с библейской царицей Эсфирью, спасшей еврейский народ от происков злого министра Омана, который хотел убить всех евреев. Рискуя своей жизнью, она зашла к своему мужу-царю (за это могли казнить) и рассказала ему о происках Омана. Эта история прямо не цитируется в сериале, там все по-другому, но, скажем, коварный библейский министр вдруг каким-то образом накладывается на Войелло - и обнаруживается уже какое-то совершенно другое - библейское, мифологическое - измерение.

Футбол

Кардинал Тарчизио Бертоне одно время был государственным секретарем, потом стал камерленгом, или камерарием, занимал много других важных постов. Он очень любит футбол, что, впрочем, для итальянца естественно. Несколько лет назад Бертоне эпатировал всех, предложив Святому престолу создать свою футбольную команду. Через несколько часов он сказал, что пошутил и у него есть дела поважнее этого, но, тем не менее, именно по его инициативе создан чемпионат Clericus Cup - турнир между студентами семинарий.

Где-то я прочитала, что Анджело Войелло - это карикатура на Тарчизио Бертоне, но это совсем не так. Он вообще не карикатура. В одном интервью Соррентино сказал, что человека из одиночества выводят простые вещи, которые связывают его с миром, например, гол Марадоны. И вот эта смешная любовь Войелло к футболу делает его более человечным.

Возможный прототип сестры Мэри

Паскуалина Ленерт

© Ambrosius007/wikipedia.org

1 из 2

Сестра Мэри в исполнении Дайаны Китон

2 из 2

Паскуалина Ленерт внешне немного похожа на сестру Мэри. Она была экономкой папы Пия XII. Сначала говорили, что у них роман, потом - что это она настоящий папа римский и принимает все решения. У Ленерт действительно было очень большое влияние, она много занималась делами Ватикана. Папа принимал лекарства только из ее рук. После смерти Пия XII Паскуалину попросили удалиться - поговаривают, что Павел VI чуть ли не взашей ее выгнал: у них действительно были не очень хорошие отношения. Кстати, Ленерт - первая женщина, которая поселилась в Ватикане: когда Пий XII привез ее туда, это был шок.

Секс-скандалы

Настоящие секс-скандалы в Ватикане куда мощнее, чем то, что показано в сериале. Обвинения в адрес священников, пристававших к мальчикам и девочкам, появляются тысячами по всему миру. И конечно, никто не ссылает провинившихся на Аляску - все совсем по-другому. Бостонский архиепископ Бернард Лоу, основной прототип архиепископа Кертвелла из сериала, сам не был ни в чем замешан - он просто покрывал огромное количество других священников. И тех, кто действительно был виноват, посадили на большие сроки. А Бернарда Лоу папа Иоанн Павел II, ко всеобщему возмущению, привел в Ватикан - и где-то там ему дали доживать.

Тиара из Вашингтона

1 из 2

На пальце у папы, возможно, «Кольцо рыбака» (см. ниже)

2 из 2

На одном сайте некто из историков католической церкви пишет: «И зачем понадобилось выкупать тиару в Вашингтоне, когда у римских пап полно тиар в Ватикане?» Совершенно верно - тиар вообще очень много. Но почему-то Ленни Белардо придает этому огромное значение: он не собирается выступать перед кардиналами, пока ее не привезут из Америки.

Мы не знаем точно, когда римские папы начали носить тиары, но понятно, что это очень древняя традиция. Одни возводят ее к персидским царям, другие - к византийским. Чем активнее папы претендовали на светскую власть, тем чаще они носили тиару. Например, у папы Бенедикта XI была двойная корона, символизирующая его земную и духовную власть. К XIV веку появилась тиара, состоящая из трех корон. Потом к ней сверху добавится крест, затем что-то вроде державы - тоже для демонстрации всемирной власти папы. Есть разные объяснения, почему папы предпочитали тиары с тремя коронами: это и число Троицы, и символ власти папы на небе, на земле и под землей. На мой взгляд, самая убедительная версия такая: императоры Священной Римской империи, с которыми папы все время враждовали, короновались тремя коронами, и папы не захотели отставать.

Но сегодня папы больше не ходят в тиарах. Так повелось со времен папы Павла VI, правившего в 1960-е годы: он сделал очень много такого, что явно не нравится папе Пию XIII. Во-первых, он закрыл Второй Ватиканский собор, созванный Иоанном XXIII: именно на нем был принят ряд ключевых решений, которые влияют на католичество по сей день. Например, там говорилось о сближении с другими христианскими конфессиями, о диалоге с нехристианами - представителями других религий, атеистами, всем миром. Отдельно было сказано о том, что нельзя винить всех евреев в распятии Христа, - довольно неожиданный подход для католической церкви. Кроме того, наконец разрешили служить мессу на разных языках.

Павел VI вообще упростил очень многие ритуалы, связанные с папством. Он распустил всех гвардейцев, кроме швейцарских. И, как уже было сказано, он перестал использовать тиару и заявил, что нужна не коронация, а инаугурация. Павел VI демонстративно положил тиару на алтарь в соборе Святого Петра и даже хотел продать ее и пустить деньги на благотворительность, но его все-таки отговорили. Американская католическая церковь выкупила тиару, и она хранится в Вашингтоне. Павел VI не запретил ею пользоваться: теоретически любой новый папа может сказать, что будет короноваться тиарой, но до сих пор этого никто не делал.

Поэтому когда Ленни выписывает тиару из Вашингтона, он, по сути, отмежевывается от всех тех либеральных преобразований, которые проводили Павел VI и его предшественник Иоанн XXIII. Он не хочет быть современным папой.

Папское облачение

Тиара - это только часть того потрясающего облачения, в которое его буквально закутывают под песню LMFAO «Sexy and I Know It». Когда Пий XIII собирается выступать перед кардиналами, он одевается по полной программе. Каждый папа получает перстень «Кольцо рыбака» (на нем изображен апостол Петр с сетями) - раньше его использовали, чтобы запечатывать документы. Но после Павла VI этот перстень практически никто не носит. В сериале непонятно, какое кольцо надевает Ленни: я не уверена, что это «Кольцо рыбака», но это вполне возможно, учитывая его консервативные вкусы. Кто-то удивляется, что у Ленни два кольца, так тоже часто делают, потому что епископское кольцо (которое носят современные папы) большое, и чтобы оно не свалилось, надевают второе.

Та самая сцена: Ленни наряжается перед обращением к конклаву под LMFAO

Еще одно наблюдение: сейчас папы почти не носят перчатки - а Ленни надевает красные. Про цвет разговор отдельный. Папа в основном ходит в белом и в красном - это два важнейших цвета, которые еще со Средних веков присвоила себе католическая церковь. Есть даже расписание разных цветов, соответствующих разным праздникам, мессам и так далее. Иногда папы появляются в зеленом, порой в фиолетовом, но здесь этого нет вообще - только белый, красный, золотой. Теперь про туфли: как вы заметили, он сначала примерил пару попроще, а потом выбрал другие. Павел VI и Иоанн Павел II тоже это упразднили - раньше было четкое деление, в каких туфлях папа ходит на службы: они должны быть с крестом и покрыты золотой вышивкой. Ленни все это возрождает.

Затем он надевает мантию, а сверху - накидку. И снова стоит напомнить, что после Павла VI - главного, выходит, идеологического оппонента Ленни - папы их практически не носят. Зато в конце, в Венеции, когда у Ленни происходит примирение с миром, он одет в простое белое одеяние. Никаких мантий, никакой тиары, никакой старинной кукольности - это все уходит.

Пия XIII вносят к кардиналам

Вернемся назад: в Сикстинскую капеллу папу вносят на носилках - и у меня есть ощущение, что в этой сцене кардиналы очень удивлены, потому что уже лет 40–50 ничего такого не происходило. Мы, опять же, точно не знаем, когда папы начали перемещаться на носилках, но ясно, что с глубокой древности. И за ними несут опахала, то есть опять Ленни воспроизводит нечто, уходящее в века. Иоанн Павел II первым отказался от носилок и стал ездить на машине, которую прозвали папамобилем.

Конклав


Ленни избран кардиналами на конклаве. Там невероятные интриги, игра интересов - это все знают. Поэтому даже непонятно, почему Ленни шокирован, когда Спенсер утверждает, что кардиналы его предали и выбрали Ленни. Как кардинал Белардо должен был бы знать про все эти игры. Таким образом нам, очевидно, показывают, что он не признает современного уровня политических интриг.

Пап выбирали очень по-разному. В первые века собирались все вместе - и священники, и миряне - и могли выбрать любого, необязательно священнослужителя. Так продолжалось довольно долго: потом папы стали менять ситуацию и отсекать общественность. Еще в VIII веке было решено, что миряне не должны вмешиваться, - пусть выбирают только кардиналы. Потом отыграли обратно, допустив до выборов римских аристократов. А затем опять все переменилось: XI–XII века - это время великих могучих пап, которые очень жестко боролись за дисциплину и свою власть. Они четко постановили: папу выбирают только кардиналы. И дальше уже обсуждали только детали - может ли кардинал сам за себя голосовать, может ли он наложить вето, в таком духе.

Было три разных способа выбора папы, и два из них отмерли давным-давно. Первый назывался аккламация - считалось, что Дух Святой сходит к кардиналам, и они вдруг начинают кричать, например: «Выбираем Григория X», и все. Таких примеров было много, последний раз - в XVII веке. Другой вариант - компромисс. Если конклав не может договориться, то выбирают особо доверенных кардиналов - и те между собой решают. В последний раз такое случалось в XIV веке. А сейчас голосует только конклав в полном составе.

Почему конклав под ключом? Это известная история: когда умер Климент IV, кардиналы заседали два года и не могли никого выбрать. Тогда их заперли и сказали им, что они не выйдут, пока не решат. Но они все равно ничего не решили. Тогда их ограничили в питании и стали давать им только хлеб и воду. Они все равно не могли договориться. И тогда разобрали крышу собора, где они заседали. И лишь тогда они выбрали Григория X. После этого ввели правило - запирать кардиналов. Сейчас для них выделяют целую часть Ватиканского дворца, и кардинал может покинуть конклав, если он заболел: только тогда он может потом вернуться - в иных случаях обратно не пустят. В Сикстинской капелле ищут жучков, микрофоны, отключают вайфай и ставят глушилки для телефонов.

Войелло говорит Спенсеру, что никаких интриг не было и Ленни избрали, потому что сошел Святой Дух. Войелло, конечно, всем говорит разное, но в том, что Ленни уверен, будто его выбрал Дух Святой, можно не сомневаться. Оттого у него все время ощущение, что за ним стоит многовековая история церкви.

Линия Пиев


© Joachim Specht/wikipedia.org

Начиная с древности, когда папой избрали человека по имени Меркурий и он взял другое имя, папы всегда берут другое имя - в честь кого-то. Например, Джованни Монтини взял имя Павел VI, потому что он хотел нести Слово Божие всему миру, как это делал апостол Павел.

Ленни Белардо вполне осознанно стал Пием. До него их было двенадцать, и последние шесть (с Пия VI до Пия XII, то есть с конца XVIII до середины XX века) отличались жестким консерватизмом. Особенно неоднозначным был папа Пий XII, чье правление пришлось на годы Второй мировой войны. О нем есть прямо противоположные мнения. Церковь утверждает, что он был против фашистов и укрывал евреев в Ватикане и есть огромное количество документов, подтверждающих это. Но бытует и совершенно другой взгляд на него: Пия XII называют папой Гитлера, потому что он никогда не высказывался против фашизма и открыто не осуждал холокост.

Латеранские соглашения

В современном виде государство Ватикан существует с 1929 года. Тогда папа Пий XI заключил договор с Муссолини о том, что Италия признает Ватикан, и теперь Пий XIII хочет их пересмотреть, а премьер-министр в сериале прямо хихикает над этим. По Латеранским соглашениям католичество - государственная религия, которая преподается в школах, а Ватикан получает огромную финансовую помощь от государства. После войны, в эпоху либеральных пап, часть этих договоренностей постепенно была упразднена: разрешили разводы, аборты, а вместо финансовой поддержки ввели особый налог.

Страшный суд

В Сикстинской капелле происходит несколько сцен. Самая знаменитая часть Сикстинской капеллы - это потолок, который в сериале не показывают ни разу. Зато видно изображение Cтрашного суда Микеланджело, в центре которого не милосердный, а карающий Христос и отвернувшаяся в ужасе Мадонна.

На Страшный суд нам намекают не только там. В титрах папа идет вдоль картин под переработанную песню «All Along the Watchtower». В тексте песни прослеживаются библейские мотивы и отсылки к книге пророка Исайи, в которой содержится предсказание о конце мира и Страшном суде.

Титры «Молодого папы»

Помимо этого, в конце титров можно увидеть картину Франсуа Дюбуа «Варфоломеевская ночь», которой совсем нечего делать в Ватикане. Она написана протестантом, посвящена тому, как убивают гугенотов, и находится в Лозанне. А здание, которое там полыхает, после того как его задела Вифлеемская звезда, превратившаяся в страшную комету, - это, вообще-то, Лувр, из которого выезжает Екатерина Медичи, чтобы убивать протестантов. А потом в девятый час метеорит бьет по папе, а девятый час - это момент смерти Христа. Короче говоря, все - и музыка, и картины - напоминает здесь о Страшном суде.

2 из 2

«Молодой папа» заканчивается в Венеции. Мне кажется, что Пий XIII должен был там умереть и изначально так и было задумано, но потом создатели, наверное, отметили популярность сериала среди зрителей и решили подождать. Непонятно, что будет во втором сезоне, ведь все линии, кроме одной, завершены: сестра Мэри уехала, Дюсоле убит, выяснили отношения с Войелло - Ленни даже примирился с миром.

Главный текст о Венеции в мировой литературе - это, пожалуй, «Смерть в Венеции» Томаса Манна. Это история о том, как утонченный писатель Густав фон Ашенбах приезжает сюда и влюбляется в совсем молоденького польского мальчика, который воплощает физическую цельность и не имеет никакого отношения к культуре. Фон Ашенбах - почти ровесник Ленни, чуть-чуть старше его. И он не может уехать отсюда из-за эпидемии тифа и умирает. Это не значит, что Соррентино хотел показать свой вариант «Смерти в Венеции». Он обращается к Бродскому: в сериале дважды звучит цитата из его эссе «Набережная неисцелимых», естественно, посвященного Венеции.

Бродский пишет, что по приезде в Венецию его «охватило чувство абсолютного счастья: в ноздри ударил его всегдашний - для меня - синоним, запах мерзнущих водорослей». А заканчивает он так: «Слеза есть попытка задержаться, остаться, слиться с городом. Но это против правил. Слеза есть движение вспять, дань будущего прошлому. Или же она есть результат вычитания большего из меньшего: красоты из человека. То же верно и для любви, ибо и любовь больше того, кто любит». Мне это высказывание кажется спорным, а вот Ленни Белардо, я думаю, оно бы очень подошло. Это ровно то, что он нашел в Венеции.

Фараонов Верхнего Египта идентична по форме тиаре папы Иннокентия III.
Папа Иннокентий №3 правил 1198- 1216, сокрушил катаров, собирался атаковать Иерусалим через Египет (!!!)
Его правление характеризуется наивысшей концентрацией власти в Европе в папских руках.


Последним папой, который короновался тиарой, стал Павел VI в 1963 году. Тиара для него была специально изготовлена Миланской епархией, епископом которой он был до избрания.
После коронации Павла VI тиара была помещена на алтарь собора Святого Петра в знак смирения папы и отказа его от славы и власти в соответствии с духом Второго Ватиканского собора.

Позже, в 1967 году она была продана папой Павлом VI ради фонда матери Терезы,
выкуплена католиками США за 1 млн долларов и передана в дар Базилике Национальной Святыни Непорочного зачатия в Вашингтоне.

Папа Павел VI сделал все максимально возможное для передачи власти католической церкви в руки жидов.

Через год после посещения Святой земли, 4 октября 1965 года, впервые в истории папства состоялся визит Папы Римского Павла VI в США. Там он издал специальный указ (буллу), которой снял с евреев обвинения в смерти Иисуса Христа .
Этим он пересмотрел отношение к иудаизму внутри католической церкви.

Принятая Декларация о Связи Церкви с нехристианскими религиями (Nostra Aetate) гласила:

"Свершенное во время Страстей Иисуса не может быть вменено в вину не всем без различия жившим тогда евреям, ни евреям нашего времени. Церковь всегда считала и считает поныне, что Христос претерпел Страсти и смерть добровольно, из-за грехов всех людей, по своей великой любви, для того, чтобы все люди обрели спасение. Следовательно, долг Церкви, - возвещать Крест Христов как знак любви Бога ко всем и источник всей благодати".

После этого католическая церковь стала относится к евреям как к "сынам Завета". Следствием этой поездки стало также признание Ватиканом государства Израиль и установление дипломатических отношений 30 декабря 1993 года.


На протяжении многих столетий в руках католической церкви была сосредоточена огромная власть. Папа Римский провозглашался наместником Божьим, поэтому от имени Всевышнего мог творить любые дела. Как известно, власть развращает всех, поэтому, когда росло богатство Ватикана, то и облачения понтификов становились более роскошными. Отдельного внимания заслуживает папская тиара. На этом головном уборе красовалась не одна, а целых три короны.



Папской тиарой называют головной убор главы католической церкви. Она символизирует собой духовную и светскую власть Папы Римского. Считается, что тиара появилась на голове понтифика, начиная с XIII-XIV вв. Поначалу она выглядела как конусообразная шапка, обтянутая дорогой тканью и с золотым венцом, но потом ее начали украшать драгоценными камнями.

Во время правления Папы Римского Бонифация VIII власть католической церкви возросла в разы. Считается, что именно тогда на тиаре понтифика появилась еще одна корона.


Появление третьего венца на тиаре не заставило себя долго ждать. Нужно было просто подвести все под христианскую идеологию. Если первые две короны посвящались Отцу и Сыну, то закономерно, что Святой Дух тоже не должен быть «обделенным».


В последующие века тиара с тремя коронами оставалась незыблемым символом власти понтификов, менялся лишь ее дизайн. Более того, короли, влиятельные аристократы, полководцы приносили в дар Папам Римским разные тиары, превосходившие одна другую по богатству. Каждый новый понтифик выбрал себе тиару, а остальные оставались в сокровищнице.


В 1963 году папский трон занял Павел VI. Тогда же проходил Второй Ватиканский собор, целью которого было принятие реформ по упрощению обрядов. Когда наступила церемония коронации, и на нового Папу водрузили огромную тиару, было решено, что этот геральдический предмет устарел. Павел VI больше не надевал этот головной убор. Он продал тиару Нью-Йоркской архиепархии, а вырученные деньги пошли на благотворительность.

Огромная власть, которая века была сосредоточена в руках понтификов, подталкивала их делать не только благие дела. В 2000-летней истории Ватикана не все страницы были белыми. Среди